Самые известные и талантливые обманщики в мире искусства.

В мире искусства тоже находятся люди, способные на невероятный обман. Что они делают и как им это удается?

Как правило, на фальсифицирование картин решаются очень талантливые, но неудачливые художники, чье самостоятельное творчество по каким-то причинам никому не интересно. Другое дело — вечно живые классики изобразительного искусства, чьи знаменитые имена придают ценность даже самым незначительным вещам.

Как же можно упустить такую возможность и не заработать денег на тиражировании их безграничного таланта? Подобным образом рассуждали и герои этой статьи, прославившиеся как удивительные арт-фальсификаторы XX–XXI веков.

1. Эльмир де Хори.

Художник венгерского происхождения, который прославился как один из самых известных арт-фальсификаторов. Его работы до сих пор выставляются во многих музеях, а кураторы считают, что эти картины были созданы великими мастерами. Де Хори выдавал свои копии за оригиналы картин Пабло Пикассо, Поля Гогена, Анри Матисса, Амедео Модильяни и Пьера Ренуара. Иной раз де Хори подделывал не только картины, но и каталоги, иллюстрируя их фотографиями своих фальшивок. Так продолжалось с окончания Второй Мировой войны до 1967 года, когда в мире искусства разразился огромный скандал. Так много времени, чтобы подделки заметили, потребовалось потому, что Де Хори уделял пристальное внимание мельчайшим деталям. В течение своей карьеры он продал тысячи подделок.

Талантливый художник-фальсификатор Эльмир де Хори

Тем не менее, спустя двадцать лет после начала карьеры де Хори был вынужден прекратить изготовление подделок. Мошенническая суть его деятельности была раскрыта при участии американского нефтяного магната Алгура Мэдоуза, который подал судебный иск против де Хори и его представителя Фернана Легро. В итоге де Хори переключился на создание собственных картин, которые стали весьма востребованными после его смерти в 1976 году.

Поддельный Пикассо кисти Эльмира де Хори

Интересно, что некоторые якобы самостоятельные работы де Хори, продававшиеся на аукционах за солидные деньги, также вызывали у экспертов подозрения в своем истинном происхождении.

2. Хан ван Мегерен

В начале двадцатого века этот голландский живописец сделал целое состояние на искусной имитации картин Питера де Хоха и Яна Вермеера. В пересчете на нынешний курс ван Мегерен заработал на подделках около тридцати миллионов долларов. Самой известной и прибыльной его картиной считается «Христос в Эммаусе», созданной после ряда довольно успешных полотен в стиле Вермеера.

Хан ван Мегерен подделывал стиль Яна Вермеера

Однако более интересная история у «Христоса и судей» – другой «вермеерской» картины, покупателем которой стал сам Герман Геринг. Однако этот факт оказался для ван Мегерена символом признания и краха одновременно. Американские военные, изучавшие имущество рейхсмаршала после его гибели, быстро установили личность продавца столь ценного полотна. Власти Голландии обвинили художника в коллаборационизме и продаже культурного достояния нации.

«Христос и судьи» – самая скандальная картина Мерегена

Впрочем, ван Мегерен сразу же признался в изготовлении подделок, за что и получил всего один год тюрьмы. К сожалению, один из самых известных фальсификаторов двадцатого столетия умер от сердечного приступа через месяц после оглашения приговора.

3. Эли Сакхай.

Недобросовестный арт-дилер Сакхай, который покупал оригиналы картин, после чего заказывал их копии (кто делал фальшивки — неизвестно и поныне) и продавал как подлинники. Причем зачастую он продавал одну и ту же картину (естественно, разные копии) разным клиентам.

4. Том Китинг

Английский художник-самоучка и реставратор Томас Патрик Китинг годами сбывал арт-дилерам и богатым коллекционерам превосходные копии Питера Брейгеля, Жана-Батиста Шардена, Томаса Гейнсборо, Питера Рубенса и других известнейших мастеров кисти. За время своей работы Китинг изготовил свыше двух тысяч подделок, распространившихся по множеству галерей и музеев.

Томас Китинг, один из самых известных арт-фальсификаторов

Китинг был сторонником социализма, поэтому считал систему современного искусства «гнилой и порочной». Протестуя против американской авангардной моды, алчных торговцев и продажных критиков, Китинг намерено допускал мелкие недоработки и анахронизмы, а также обязательно делал надпись «fake» прежде, чем наносить краску на холст.

Копия картины Ренуара «Портрет актрисы Жанны Самари»

В конце 1970-х Китинг дал интервью журналу The Times, раскрыв всю правду о своем ремесле. Замаячивший тюремный срок удалось избежать лишь по состоянию здоровья и чистосердечному признанию художника. Впоследствии Том Китинг написал книгу и даже участвовал в съемках телепрограмм об искусстве.

5. Отто Вакер.

Организовал крупную аферу с работами Ван Гога в 1927 году. Когда Вакер заявил, что у него есть 33 работы ван Гога, дилеры выстроились в очередь. В течение следующих пяти лет ряд экспертов, кураторов и дилеров изучал эти картины, а осудили Вакера за подделку только в 1932 году. Так много времени на анализ ушло потому, что Вакер использовал новейшие разработки в области химии при создании подделок. 6 картин и вовсе были признаны подлинниками.

6. Пей-Шен Цянь

Его карьера начиналась довольно невинно: на своей родине, в Китае он писал портреты председателя Мао. После иммиграции в США в начале 1980-х годов Цянь в основном торговал своим творчеством на улицах Манхэттена. Однако спустя несколько лет Пэй-Шен познакомился с предприимчивыми торговцами живописью, что изменило его жизнь навсегда. В конце 1980-х годов испанские арт-дилеры Хосе Карлос Бергантиньос Диас и его брат Иисус Ангел подметили редкую детализацию картин Пей-Шен Цяня.

Художник-фальсификатор Пэй-Шен Цянь

Два ушлых испанца, Хосе Карлос Бергантинос Диас и Иисус Энжэл, убедили своего китайского товарища заняться созданием «ранее неизвестных» картин абстракциониста и автора самой дорогой картины в истории Джексона Поллока, Марка Ротко и Барнетта Ньюмана. Применяя различные методы искусственного состаривания, Цянь ловко изготовил несколько десятков поддельных полотен культовых американских художников, которые были успешно проданы испанскими арт-дилерами. Причем Хосе Карлос покупал на барахолках только старые холсты и старую краску, а также искусственно состаривал картины при помощи чайных пакетиков.

Подделка Джексона Поллока кисти Пэй-Шен Цяня

Спустя много лет обман был раскрыт Федеральным бюро расследований. По сведениям компетентных источников, Цянь и его сообщники, пользуясь услугами подставных фирм, заработали на копиях картин около восьмидесяти миллионов долларов.

Самое интересное, что главному действующему лицу этой аферы все же удалось избежать наказания! В то время как Диас и Энжэл готовились к тюремных срокам, Цянь вместе с тридцатью миллионами долларов благополучно растворился на просторах родного Китая, откуда, как известно, своих граждан в лапы чужого правосудия не отдают. На данный момент Пэй-Шен Цяню далеко за 70, и он продолжает заниматься любимым делом.

7. Джон Майатт.

Майатт дал в газете объявление о создании «подлинных подделок живописи 19-20 веков за £ 250». Эти подделки были настолько хорошими, что привлекли внимание Джона Древе — арт-дилера, который стал партнером Майатта. В итоге Майатт продал в течение следующих семи лет более 200 картин, некоторые более чем за $ 150 000. Позже, экс-подруга Древе случайно проговорилась и Майатта осудили. После того, как Майатт вышел из тюрьмы, он начал новую карьеру в Скотленд-Ярде, где учит обнаруживать подделки.

8. Вольфганг Бельтракки.

Один из самым успешных фальсификаторов искусства в истории является немецкий художник Вольфганг Бельтракки. Его возможности в копировании полотен известных мастеров проявились довольно рано: как-то он шокировал свою мать, нарисовав копию картины Пикассо за один день. Вольфганг был самоучкой, что особенно примечательно, учитывая его способность имитировать множество стилей. Он умело копировал старых мастеров, сюрреалистов, модернистов, да и художников любой школы. Основным источником вдохновения для него являлись такие авангардисты и экспрессионисты, как Макс Эрнст, Андре Лот, Кес ван Донген, Генрих Кампендонк и другие. При этом Вольфганг писал не только тривиальные копии, но и создавал новые шедевры в стиле вышеупомянутых авторов, которые позже выставлялись на ведущих аукционах.

Вольфганг Бельтракки – самый удачливый фальсификатор

Самые престижные аукционные дома в мире, такие как Сотбис и Кристис, продавали его работы за суммы с шестью нулями. Одна из его картин, подделка Макса Эрнста, была продана за $ 7 млн в 2006 году. В обвинительном процессе были упомянуты только 14 его картин, за которые Вольфганг выручил ошеломляющие $ 22 млн.

Самая успешная подделка Бельтракки — «Лес» Макса Эрнста. Качество работы произвело огромное впечатление не только на экс-главу Национального центра искусства и культуры имени Жоржа Помпиду, где творчество Эрнста является магистральной специализацией, но и на вдову знаменитого художника. В итоге картина была продана почти за два с половиной миллиона долларов, а чуть позже перекуплена уже за семь миллионов для коллекции известного французского издателя Даниэля Филипаччи.

Бельтракки и его копия «Леса» Макса Эрнста

За свою карьеру Бельтракки подделал, по разным подсчетам, от пятидесяти до трехсот картин, в продаже которых ему помогали жена Елена и ее сестра Жаннетт. В 2011 году все вместе они и пошли под суд: Бельтракки получил шесть лет тюремного заключения, его супруга — четыре года, ее сестра — всего полтора года.

9. Испанский-фальсификатор живописи.

В отличие от других мошенников в этом списке, испанский фальсификатор никогда не был пойман. О нем неизвестно ничего — ни личности, ни мотивов, ни даже его этнической принадлежности. Никто не знает, как долго он работал или сколько фальшивок он сделал. В 1930 году была впервые обнаружена работа испанского фальсификатора, когда граф Умберто Гноли предложил продать картину под названием «Обручение святой Урсулы» музею Метрополитен за £ 30 000. Полагая, что картина была создана в 1450 году маэстро Хорхе Инглесом, Гноли отдал ее на экспертизу. Поскольку Инглес был испанским художником, человека, который нарисовал подделку, назвали «испанским фальсификатором». К 1978 году Уильям Вокле, ассоциированный куратор в Библиотеке Моргана, собрал 150 фальшивок , приписываемых испанскому фальсификатору. Принято считать, что он сделал большую часть своей работы на рубеже 20-го века.

Вот такие удивительные люди порой скрываются рядом с нами. Будьте осторожнее с подделками!

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

Поделиться в Facebook Добавить в Twitter Поделиться ВКонтакте Поделиться в Одноклассники