Хохлома: мастер-класс по холодному батику.

Хохлома — старинный русский народный промысел, родившийся в 18 веке в округе Нижнего Новгорода. Традиционная хохломская роспись — богатейший растительный орнамент… красные сочные ягоды рябины и земляники, цветки и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

Итак. Для работы нам потребуется:

  •  отрез натурального шелка-атласа 90х90 см;
  • рама деревянная;
  • скобозабивной пистолет со скобами (в отличии от кнопок, очень экономит время и нервы)! У меня 53 тип, скобы я покупаю № 6;
  • бумага для эскизов, карандаш для эскизов НВ и карандаш для шелка 4В-8В (я работаю KOH-I-NOOR);
  • стеклянная трубочка;
  • состав резервирующий фирмы Гамма (в данном случае черный);
  • парозакрепляемые красители;
  • кисти (здесь я использую синтетику круглую №5 и плоскую полукруглую №18);
  • вата, перчатка (для заливки фона);
  • золотой и черный контуры для ткани (я использую фирмы Марабу).

Ход работы:

Первое, с чего начинаем работу, продумываем композиционное и цветовое решение нашего платка. Идея рождена, теперь нужно выплеснуть ее на шелк.

1. Рисуем шаблоны. Мне удобно сделать несколько небольших эскизов, а потом скомпоновать их на ткани. В эскизах использую наиболее сложные элементы хохломской росписи, а простые завитки дополню от руки уже на самом платке.

2. Натягиваем шелк. На раму я клею малярный скотч, чтобы избежать попадания на шелк другого цвета с рамы. Скобы выстреливаю таким образом, чтобы одна сторона пробила раму, а другая ткань. Таким образом, ткань почти не соприкасается с рамой.

3. Переводим рисунок на один угол платка, хорошо заточенным, мягким карандашом с изнаночной стороны, без нажима. Сразу скажу, что карандаш, резерв и краску я наношу на изнаночную сторону изделия.

4. Наносим резервирующий состав строго по рисунку, так как резерв у нас темный. Даем составу хорошо просохнуть.

Заранее выбрав цветовую гамму платка, расписываем готовый рисунок в золотистых оттенках.

5. Надеваем перчатку. Готовим ватный тампон и тонируем фон. От противоположного расписанному угла идем к углу с рисунком, делая плавный переход от желтого к насыщенному красному цвету. В районе готового рисунка работаем кистью.

6. Ждем полного высыхания платка. Затем переводим рисунок с шаблонов на желтую часть изделия. Наносим резерв, аналогично пункту 4.

7. Расписываем рисунок на желтой половине платка.

8. После полного высыхания изделия, переворачиваем ткань на лицевую сторону и наносим декоративные контуры и подписываем платок. Подпись я также ставлю контуром, не контрастно, но заметно.

9. Даем контурам высохнуть. Снимаем платок с рамы. Готовим запарку.

Запарник у меня вот такой.

10. Прокладываем платок х/б тканью и наматываем на стержень. Сверху я еще добавляю немного газет, фиксируя их малярным скотчем и погружаю в запарник на один час. По истечении времени выключаем аппарат и даем ему немного остыть.

11. Достаем платок. В проточной теплой воде я промываю платок, даю стечь лишней краске, затем легко стираю в тазике в теплой воде с использованием обычного недорогого шампуня. Выполаскиваю платок до чистой прозрачной воды и глажу мокрым горячей подошвой утюга с изнаночной стороны.

12. Осталось только обшить. Обшиваю платок аккуратным московским швом, вискозной нитью для вышивания, так как эта нить не запекается при высокой температуре во время глажки, в отличии от полиэстера.

И вот, наш шедевр готов!

Благодаря тому, что платок имеет два разных по цвету угла, у нас получилось как будто два разных платка, которые можно «вертеть» по настроению, то красной, то золотой стороной, таким способом меняя образ.

Поделитесь интересным мастер-классом с подругами-рукодельницами!

Поделиться в Facebook Добавить в Twitter Поделиться ВКонтакте Поделиться в Одноклассники